Воспоминания о 60-м ЧУ по планерному спорту. День 1.

Standard class, Day 1, 10/07/2012
Speed Task, 01:30
TurnpointDistanceDirectionObservation zone
001START0.3km102°До следующего ППМ, Линия 4,0км
015Berezno35.5km006°R=15,0км цилиндра
142Voloskovc70.8km188°R=15,0км, Brg1=270°, Brg2=90°
003FIN34.2km011°До предыдущего ППМ, Линия 2,2км
Total:80.6km/179.8km


Первый соревновательный день. Налет на янтаре чуть больше 10 часов. Задача — долететь, попробовать найти «опытный хвост» и оседлать его.

Маршрут не большой. Можно пролететь с минимальной дистанцией, но нужно учитывать, что если хотя бы 20% участников не пролетит 100км, упражнение будет считаться не разыгранным.
А посему, лететь надо минимум 100км.

Еще перед взлетом виден грозовой фронт за востоке. Ветер 20-25км/ч 180 градусов.
Встречный до первого поворотного, попутный до второго и встречный на долёте.

Маршрут — вдоль линии фронта. Сначала на север, потом на юг и домой. Принимаю стратегию минимальной дистанции и максимально быстрого возвращения. Однозначно привезу себе время, но минимизирую риски. 

Взлетаем. Фронт уже километрах в двадцати, где то над Корцем. 
Сразу после отцепки какой-то не фарт с потоками. Ни одного потока. Вот так и кручусь вокруг точки. Уже докладываю посадку т.к. высота 300м, но тут таки находится столь ожидаемый поток. Набор сразу до 3-х м/с. Удается выбрать кромку — 1400м.

Открывают старт.
Сразу стартую. Впереди, как на подносе, три дороги.
Одна прямо на центр зоны, вторая восточней, в направлении фронта и третья западней.
Восточная явно самая сильная. 
И облака темнее и ближе к фронту, а значит там тянуть должно сильнее.
Средняя не столь красивая, и не очень длинная. Но на 10 минут должно хватить. А там, что-то да появится.
Третья, самая длинная.
Вот по ней я и пойду. До границы сектора хватит, а там уже и фронт подойти может. Тем более, лететь против ветра.

Лечу осторожно, есть уверенный поток, крутанем спиральку для исследования. Дельфином вполне комфортно летится, но против ветра расход высоты изрядный. Опускаться не хочется. 

Если сейчас хотя бы на 5 минут застрять, можно уже и не успеть выполнить упражнение. Финиш то, против ветра.

Дохожу до края зоны, отмечаюсь и тут же разворачиваюсь.

Правда дорога есть и дальше, но если фронт подойдет, то можно не успеть из второго сектора вернуться домой.

Теперь можно в любом потоке останавливаться. Сносить будет куда нужно, время по заданию я и так привезу.

Летится довольно хорошо.

Постоянно наблюдаю за движением фронта. Он как бы не движется, а скорее подкрадывается. Может я напрасно осторожничаю, можно все таки углубится во вторую зону. С учетом кромки и ветра я могу долететь с удаления 40км. А это фактически край сектора. На востоке, внизу уже есть облака на высоте метров 500. Значит фронт все так двигается к нам. 

Лечу по ветру на 150км/ч к очень вкусному облаку. Можно надеяться там выбрать кромку и лететь домой.

Весьма неожиданно поток оказывается именно там, где и предполагалось. И даже такой как предполагалось — до 5м/с. Пока выбирал в потоке почти снесло на границу сектора.

Можно коснуться и валить домой. Но дорога дальше есть, кромка 1500, что позволяет с 40км пойти на гарантированный долет. Так что, углубляемся. На западной границе сектора есть хорошее облако, к тому же, уходя больше на запад, получаю резерв погоды на обратный путь. 

Облака тут такие, что даже крутить не надо, само прет. Держи себе 160км/ч и только горочки успевай делать.

Вот только теперь я лечу спиной к фронту и не вижу как он там развивается и куда движется.
Решаю дойти до конца текущего мега-облака и разворачиваться для долета. Путь есть. Переходы будут большие, но и текущей высоты хватает на долёт. Если лететь на экономичной скорости(с учетом ветра — 115км/ч) можно и так долететь с абсолютной гарантией. А если чуть ускорится до 140 и предположить что там таки поддержит по дороге, то прилетим быстрее. Собственно скорость уже не важна. И так время себя привожу. А вот обезопаситься от накрывания грозой — стоит. Если точку закроет, то с большой вероятностью придется садиться рядом с аэродромом.

Лечу до ближайшего облака и исследую. Если что, успею сменить тактику. Но под облаком берет и очень даже прилично. Собственно крутить необходимости нет, только горочку сделать. 

И тут начинается простое планерное счастье.  Переть начинает с адской силой. Я ему нос вниз, а он вверх летит. Видимо уже попал в зону перед фронтом. Но с ядерным потоком приходит и турбулентность. Простого и равномерного потока нет, но есть хорошие пинки под зад с забросами вариометра до +5 и это при постоянной скорости 160км/ч.

Подтягиваю ремни, вжимаюсь в кресло и начинаю пытаться удержать курс. А это, оказывается, трудно из-за турбулентности. Пинки идут то под зад, то под крылья. Только успевай парировать ручкой. Трясёт и колбасит так, что появляется желание уйти с прямого курса на аэродром и обойти все это западней. С одной стороны страшно, а с другой жалко покидать такую зону.

В итоге прихожу на точку на 300м с дико уставшими руками, зато похоже что приземлился вторым. Только один планер наблюдаю на земле.

Результаты неожиданные.


#CNPilotTeamGliderStartFinishTimeSpeedDist.PointsPen.
1.SYВалентина ТопороваУкраїна/КиївJantar14:16:2715:34:5901:18:32108.6km/h162.8km324
2.EYОлена ЯкимчукУкраїна/КиївJantar14:17:5715:37:3101:19:3493.8km/h140.7km292
3.85Олексій МоргунУкраїна/КиївJantar14:18:5015:26:5601:08:0687.3km/h130.9km278
4.86Олексій МузальовУкраїна/КиївJantar14:32:2415:37:4001:05:1678.5km/h117.7km259
5.102Антон ВоронінУкраїна/КиївJantar14:21:5515:30:1601:08:2175.7km/h113.5km254
6.69Франк ТвердийУкраїна/РівнеJantar14:51:05  157.8km239
7.89Юрій ЄфименкоУкраїна/КиївJantar14:30:57  134.3km203
8.119Роман КривобокУкраїна/КиївJantar14:39:14  133.7km202
9.60Олександр МиркоУкраїна/РівнеJantar14:20:45  124.5km189
10.50Дмитро ПольнийУкраїна/ВінницяJantar14:27:37  115.5km175
11.84Віктор ДеренькоУкраїна/РівнеJantar14:45:19  113.0km171
12.41Дмитро БезуглийУкраїна/ВінницяJantar14:28:14  110.4km167
13.88Дмитро ДобровольськийУкраїна/КиївJantar15:03:37  72.8km110
14.91Ігор МисловськийУкраїна/ВінницяJantar14:30:4247.3km72
Оказывается, я замыкаю группу тех перцев, которые таки долетели.
Как и ожидалось, привез себе 22 минуты.

Постполетный анализ.

Сравним 3 трека:
Красный  — Воронин Антон (я)
Синий  — Якимчук Лена
Зеленый  — Топорова Валентина Николаевна

Взял эти треки т.к. все трое выбрали разные дороги.

Валентина Николаевна пошла по самой восточной дороге, вдоль самого фронта. И прошла все фактически без спиралей.
Лена пошла по средней дороге и пару раз крутила.
Я пошел по западной и крутил больше всех.

При этом, мне удалось потерять свой выигрыш расстояния. Во втором секторе меня почти догнали. 

После отметки в секторе я пошел восточней, что дало мне существенно лучшую дорогу.

Финиш у меня вышел самым ровным. Собственно, благодаря удачному крайнему облаку и более западному заходу.

Выводы:
1. Надо таки выводить инфобокс на КПК с остатком времени.
2. Вдоль грозы лететь намного круче. Конечно, раз на раз не приходится, но в этот день победитель пошел вдоль грозы.
3. Скорость на финише больше держать надо. Прилететь на 300м — это же не прилично...
4. Меньше спиралей, больше дельфина.
5. Таки найти чей-то хвост.

Дата полета:

Свой ЛА: Янтарь стд2 (102)

Тип летательного аппарата: SZD 48 Jantar Standard 2

Аэродром: Аэродром "Воронов" (Ровно)

  • +1

  • 0

10 комментариев

EugeneStepanenko

спасибо! Теперь нужно заставить остальных рассказать!


AntonVoronin

Между прочим, кто-то фильм снимал на соревнованиях и обещал его показать.
Уже, правда, не помню кто...

EugeneStepanenko

Лень — наше все… Не вышло кино. Мало сняли


AntonVoronin

А доснять нельзя?

EugeneStepanenko

доснимаем потихоньку. В этом году добьем

GO119

Я думал, ты давно на Янтаре летаешь. )

AntonVoronin

Про десять часов — это в этом сезоне имелось ввиду.
А вообще, с 2010 на янтаре.

AleksandrYasyukevich

Очепяточка у тебя, ветер 360 по описанию получается, а не 180))

AleksandrYasyukevich

Очепяточка у тебя, ветер 360 по описанию получается, а не 180)) А так вообще супер, весьма наглядно и познавательно, не хватает только фоток происходящего)))))

AleksandrYasyukevich

Кстати, некоторые широко известные в узком кругу личности таким же общеполезным делом на ЖЖ промышляют lexa-sws.livejournal.com/1221.html

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.