Записки с площадки 4: «Чуть не вляпалась...»

Историческое.

2002 год — мой второй год обучения полетам. Когда я пришла в клуб, мне дали четкую установку: чтобы планериста считали «высокопотенциальным» и продолжали уделять ему должное внимание в обучении, он должен выполнить программу-минимум. В первый год обучения вылететь на планере самостоятельно, во второй год обучения — пройти треугольный маршрут 100 км, выполнив таким образом норматив второго разряда.

Нужно сказать, что летала я достаточно много и активно, но училась (если в качестве мерила успешности обучения брать прохождение уровней-упражнений по пресловутому КУЛП-ПАСО-86) медленно и фундаментально.

Наступила середина июля, у меня уже за плечами свыше 50 часов общего налета, около 15 — самостоятельного, включая парочку 2-3-х часовых успешных парений в районе аэродрома.

И вот, летный сезон потихоньку переваливает за свой экватор, мне позарез НУЖНО до конца сезона пролететь свой первый самостоятельный маршрут (иначе ж вычеркнут из числа потенциальных), по КУЛПу упражнений до него еще меряно-немеряно, а мне по-прежнему планируют парение в районе аэродрома («Ну, пусть еще полетает») и ни одной учебной площадки.

В тот субботний день погода была замечательная, хорошие стабильные восходящие и нисходящие потоки, и я на Бланике — в конец осмелевшая и рвущаяся на маршрут.

Деталей не помню, да они особо и не важны. Помню несколько фактов и результат, к которому они привели.

В очередной раз выбрав кромку метров 1200-1300 в потоке где-то западнее точки, я решила, что хватит сегодня вертеться в радиусе 3-5 км, наметила над Мотыжиным (8 км от точки) большое красивое облако и направилась к нему.

Это был уже не первый мой подобный «подвиг» по «отрыву» от аэродрома, и ранее все заканчивалось благополучно. Тут же будет уместно сказать, что, кроме упомянутой выше установки на план-минимум, мне была строго внушена еще одна установка: летать по 30-му упражнению (парение в районе аэродрома) и сесть на внеплановую площадку — это по сути значит «заклеймить себя надолго позором». В общем, в те времена за такое всячески наказывали трудовыми буднями и отстранениями от полетов.

Но в тот момент, решительно пилотируя к намеченному облаку, я была настроена вполне оптимистично. Облако оказалось несколько дальше, чем должно было бы быть, и, подойдя к нему, я конечно же сразу же поток не нашла.

Удаление 8 км, высота 800. Конечно, по-хорошему нужно было бы пройти еще вперед под облаком и все-таки искать под ним. Но в моем случае это решение было бы тоже без гарантии (пока шел только нисходняк), да и вообще опыта для таких решений было еще слишком мало, поэтому я предпочла развернуть планер на 180 и пошуровала назад, прямиком, побыстрее на аэродром.

Но не тут-то было. Нисходняк в 4-5 м/с быстренько съел все мои запасы высоты, и ветерок назад был точно не попутный. Подлетая к Севериновке, я поняла, что пора взывать о помощи.

— 237-я, западнее Севериновки, высота 500, площадки нет!..

Обеспокоенный РП (руководитель полетов):

— Что видишь вокруг, есть куда сесть?

— Нее-е-ет!.. Внизу поле, но оно с кустами и деревьями, потом сразу лес, потом село, потом снова лес… (Ну, это я сейчас так, примерно описываю).

Еще более обеспокоенный РП:

— Лена, попробуй найти поток, набрать высоту!

(Спасибо, кэп! Я и сейчас очень ценю подобные советы от РП. А то бы я игнорила возможность набрать высоту. Высота — наше все! Вот только не всегда в критической ситуации встречается столь желанный спасительный поток. Или не всегда хватает способностей его найти и им воспользоваться?)

В общем, диалог с РП заходил в логический тупик, он очень-очень хотел, но к сожалению никак не мог мне помочь, я продолжаю уже не так быстро, но все еще терять высоту, как вдруг в эфир вклинивается меланхолично-спокойный голос Гапановича:

— Лена, поверни вправо на 90, там выше планер стоит в спирали, хороший поток, подходи туда, становись и набирай.

Я с облегчением обрадовалась. РП обрадовался еще больше. Повернула, прошла вперед и на высоте 300 м закрутила спираль. Спасена!

Уж не знаю, какая дискуссия по факту моих приключений велась «педагогическо-воспитательным» советом нашего клуба (отстранить нельзя помиловать?), но последовавший эффект для меня оказался самым позитивным. Уже на следующий летный день я наконец-то полетела по долгожданному упражнению — учебная площадка. И в последний день августа, и первый день сентября дважды пролетела 100-километровый маршрут. Ура! План-минимум и он же план-максимум был взят.

Историю с моей не состоявшейся площадкой очень хорошо запомнил Семенюк Ярослав Михайлович. Именно он в тот день руководил полетами. И по прошествии уже не одного года, во время наших шумных бузовских праздничных посиделок, когда тосты поднимались уже по пятому-десятому кругу, Славик, бывало, садился рядом, и после нескольких общих фраз на тему «как дела» говорил:

— Лена, а помнишь, как ты однажды, когда-то давно, чуть было не вляпалась? Чуть не села на площадку возле Севериновки, а Гапанович тебя спас? Я тогда за тебя очень испугался!..

* * *

P.S. Мне кажется, такой текст нужно заканчивать не иначе как словами благодарности участникам этой весьма поучительной для меня истории. А вот сделанные из нее выводы я оставлю за рамками повествования, но кому будет интересно — могу поделиться :-))

Дополнено:
мои «lessons learned» помещены в комментарии сюда: http://sla.kiev.ua/blog/gliding-ua/406.html#comment776


  • +5

  • 2

9 комментариев

SvetlanaSkripkina

А на мою первую площадку за планером прилетел инструктор, а я переела в самолет к  буксировщику

ElenaYakymchuk

У меня был случай, когда мой инструктор на учебной площадке пересел в другой планер с самостоятельного парения, который сел туда же, но внепланово. А я полетела на аэродром сама. 

GO119

А я таки вляпался в воскресенье на первую боевую площадку на Янтаре :)

ElenaYakymchuk

Как определили: сели на площадку все, кто улетел за Радомышль. Хотя я бы сказала по-другому: сели все, кто проходил траверз Новой Боровой :)

GO119

Я эту Новую Боровую надолго запомню :) Хотя, сам дурак конечно...

И местным подарил незабываемое событие. Когда бы они еще в планере посидели? :)


ElenaYakymchuk

Ну тогда читай здесь же: http://sla.kiev.ua/blog/gliding-ua/410.html

GO119

Шасси выпустил, законтрил ))) Так что меня РП может ругать только за сильное нежелание там приземляться: боролся упорно… Даже сам подумал: нафига? это же не соревнования!

Площадка оказалась на 50 м выше аэродрома. Для Винницы это нормально и поэтому «пасешь» рельеф, а у нас как-то не привычно ;)

Хорошо, что успел осмотреть площадку до начала экскурсий. Потом даже не дали посссссмотреть как сссссамолеты летают)))

Телегой было бы удобно забирать – прямо возле трассы припарковался. А за самолетом пыльненько получилось.

ElenaYakymchuk

В комментариях, оставленных к моей истории в соцсетях, видела некоторые выводы, сделанные читателями с высоты своего текущего опыта или исходя из своей нынешней роли в планеризме. Особенно отметила комментарий, что каждый через это проходит. 

При этом я не видела выводов, которые бы совпадали с моими применительно к этой конкретной ситуации — безусловно, сделанными не сразу после полета, и в том числе не мной единолично, а благодаря людям, которые в течение не одного года делились со мной своим опытом и подсказывали.

Возможно, эти выводы лежат слишком на поверхности, они вполне очевидны, и они даже описаны как рекомендации в книжках. Но теория не всегда вовремя переходит в практику, поэтому опишу их здесь — вдруг пригодятся тем, кто как раз проходит этот же этап в своих самостоятельных полетах.

1. Никогда не загоняйте себя в безвыходную ситуацию. Безвыходная ситуация — это результат не одной, а как правило последовательности из нескольких ошибок. Перед каждым решением и его реализацией нужно определить для себя хотя бы один альтернативный План Б: что делать, если первое решение не сработает. К сожалению, я не могу сказать, что мне это удается абсолютно всегда (совсем недавно была ситуация с только одним возможным решением, которое — ура! — сработало), но абсолютно всегда к такому подходу в принятии решений нужно стремиться.

2. Совершенно очевидное: вертеть головой, искать решения абсолютно со всех сторон — сверху, снизу, сбоку :) Совершенно ясно, что если бы я в описанной выше истории так и делала, то увидела бы тот планер, который совсем недалеко набирал высоту в потоке, и подошла бы к нему сама. Теперь, когда моя высота подходит к нижней границе рабочего диапазона потоков, у меня переключается некий тумблер в режим «максимально активный поиск», и тут же становятся заметными многие детали в воздухе и на земле, помогающие найти поток, ранее не зафиксированные вниманием. Часто срабатывает. Еще хорошо было бы, чтобы этот режим действовал также активно в течение всего полета. Но пока мое внимание рассеивается и на другие «дела».

3. Скорее всего в той ситуации я вполне долетала до аэродрома. Сейчас уже трудно оценить, так ли это было, а GPS-ы еще только-только появлялись в нашем обиходе. А вывод такой: летая в районе аэродрома в пределах гарантированного долета, с учетом, конечно, высоты кромки, ветра и своего типа планера, и даже прибавив 200-300 метров высоты для запаса, можно не удаляясь дальше 15-20 км от точки с легкостью (и почти без риска залететь на площадку) - наматывать свои первые соточки, выбирая себе конкретные наземные объекты как поворотные пункты небольших треугольных и других разновидностей маршрутиков. Для первых полетов, чтобы освоиться и набираться опыта, очень хорошо помогает.

4. Ну и последний вывод — чисто «женский». Стресс отключает способность думать и действовать логически. Актуально до сих пор… :)))



GO119

Наверное, для каждого этапа должны быть свои советы.

Мне интересно: почему новички вопросов не задают? К примеру, у меня вопросы постоянно возникают, но у меня и Бондарчук под боком ;) Сейчас мне не понятно как пользоваться SC на LX. Жуть какая-то: пищит, что дурной, а что делать надо (тянуть-толкать) не понятно. 

1. Теперь (после площадки), если вижу возможную «бяку», то сразу смотрю есть ли хоть что-то похожее на площадки. Хотя не всегда эту «бяку» можно предсказать. Моя площадка тому подтверждение – все было хорошо, ну и не видел я фронта о котором говорил Доктор. Еще не в совершенстве читаю погоду. ))) 

3. Для первых маршрутов все правильно. А потом такие полеты мало чему учат – мозги отдыхают. А кипеть они начинают, когда реально есть шанс оказаться на площадке. 

4. Главное, нужно понимать, что ошибаются все и не надо бояться после полетов делиться своими ощущениями, ошибками и промахами. 

Когда в эфире слышишь +5, а крутишь 0.5 это сильно угнетает. ) Но это еще не повод психовать и бросать поток.

У парапланеристов есть такое понятие «очковая болезнь». Это когда возникает соревновательный момент – желание обязательно сделать кого-то. У меня это часто приводит к лишнему риску и ошибкам. Например, быстрое продвижение Сани к Новой Боровой вчера. Хоть умом я и понимал, что он с водой, все равно напрягало. В итоге я малехо напетлял в районе Коростеня-Новой Боровой. Назовем это слаломом.)))

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.