Записки с площадки 3: «День, который вошел в историю»

58-й Открытый чемпионат Украины в июне 2010 года был моим первым соревнованием в стандартном классе. Именно тогда я впервые выполнила скоростной норматив МС по треугольному маршруту 300 км, и у меня до сих пор хранится подтверждающая этот факт и уже давно неактуальная справка, подписанная Юрием Лисициным.

И именно на этом Чемпионате был ТОТ день, о котором сейчас время от времени вспоминают на аэродромных посиделках. Именно тогда мне удалось установить еще один своеобразный «рекорд» планерного спорта: за один день сесть на планере на три площадки, и на одной из них даже остаться ночевать.

***

Шла вторая неделя Чемпионата. Всего несколько дней погода была «ничего» – хватило на один небольшой маршрут по зонам и даже на две классические трехсотки. И теперь все ждали подходящего дня для четвертого упражнения, чтобы разыграть чемпионат. Прогноз погоды рисовался не оптимистичным: приближался затяжной циклон с дождями, и на ЭТОТ день возлагались все основные и последние надежды.

С утра все планеристы выкатились на старт, получили задание (http://soaringspot.com/ugc2010/results/standard/task/day4.html) и стали ждать. А погода в районе аэродрома все не шла. Где-то далеко на юге уже сформировалась мощная кучевка, грозящая в будущем проливным дождем, а над «Вороновым» – достаточно низко – только-только стали появляться непонятного вида и формы, но частые кучевые образования. Но лететь-то очень НАДО!..

Время шло. Запустили разведчика в виде Вали Евдокименко на ЛАК-12. Валя долго барражировала над аэродромом, докладывая потоки до метрика и кромку в районе шестисот. Со временем, по докладам Вали, потоки усилились до 1,5 м/c, кромка поднялась до 700, потом до 750… И принято решение всем взлетать!

***

Когда я взлетела, кромка оказалась уже около 800. Без труда выбрав максимум в потоке (а что там набирать 200 метров!), который действительно оказался более 1 м/c, я дождалась открытия стартовой линии, возможно не очень удачно стартовала, так как тут же оказалась ниже 500 (а на то время для меня это было очень низко), и полетела в направлении первой зоны. Полет оказался не таким и сложным: хоть и низковато, непривычно, но облака держали хорошо, и главное было вовремя добирать высоту. Кромка постепенно повышалась, и это наполняло душу оптимизмом.

Не слишком углубившись в первую зону, я повернула на юг в сторону второй. И вскоре оптимизм мой стал быстро испаряться: уже на полпути стало понятно, что мощные кучевые облака растеклись, и вся вторая зона оказалась полностью покрытой широким и плотным серым «одеялом». Набрав в последнем потоке под последним облаком более 1000 (наконец-то!) метров, я полетела под эту серую мглу, желая на качестве просто увеличить свою дистанцию и понимая, что впереди меня уже ждет МОЯ площадка.

Отметиться во второй зоне мне так и не удалось. Опустившись до 600 м, начала усиленно рыскать взглядом по земле на все 360 и поняла, что в этом месте выбор площадок совсем ограниченный! Чуть южнее проходила железная дорога, закрытая лесополосой и строениями, а высоты было все меньше и меньше, поэтому за нее перелетать (и отмечаться во второй зоне) я не решилась: если там площадки сходу не найдется, могу оказаться в затруднительном положении. Поэтому, оценив еще раз всю ситуацию, я выбрала для посадки чуть ли не единственное поле, которое, на мой взгляд, подходило по всем критериям.

Площадка 1.

Обработанное поле было засажено какой-то редкой и низкой (до 10 см) зеленой листвой, почва была абсолютно ровной и твердой, я бы даже сказала будто укатанной.

Из местных жителей никто не подходил, очень скоро – я даже толком осмотреться не успела – прилетел на «Чмелаке» главный спаситель всех незадачливых площадочников Юрий Лисицин. Небо продолжало хмуриться, но в воздухе было тихо. Довольная, что буду дома одной из первых, я взлетела за самолетом.

Летели очень быстро – больше 140 км/ч, периодически разгоняясь до 160. В кабине шумно, впереди ревет «Чмелак», переговоры в эфире еле слышу и суть их, соответственно, не разбираю. Неожиданно (вроде бы и низко, и рано?!) Лисицин дает отмашку на отцепку. Как только отцепляюсь, он разворачивается и куда-то сваливает (за следующим на площадку?!). В замешательстве продолжаю лететь вперед по курсу, медленно… И как только шум вокруг стих, радиостанция просто взорвалась взываниями ко мне Лисицина:

– Развернись!!! За мной!!! Производи посадку на площадку туда же и с тем же курсом, как и самолет!!!

Подтверждаю, разворачиваюсь на 180, нахожу уже на глиссаде самолет, выполняю посадку.

Площадка 2.

Сверху площадка смотрелась так, что я вряд ли когда-нибудь (и может быть даже сейчас) на нее бы села: сочная зеленая трава. Но на деле густая зеленая трава была не выше 15 см, а поверхность площадки – совершенно ровной и плотной. Площадку лучше и не придумаешь!

– Ти куди полетіла?! – встретил меня Лисицин. – Я вже навіть сам злякався! Не чула, що я тобі казав?

Оказалось, что пока мы летели, аэродром накрыло грозой, и шквал быстро двигался в нашем направлении. Поэтому мы и сели на площадку – пережидать. Лисицин первым делом отправил домой подошедшего к нам папу с малолетней дочкой («Ховайтесь, бо зараз тут ТАКЕ буде!»), потом мы вдвоем подтащили мой планер поближе к «Чмелаку» и как-то «привязали» его буксировочным фалом к самолету. На мой взгляд, такая «фиксация» вряд ли была бы достаточной (но я по жизни глубоко доверяю более опытным!); правда, и Юрий Лисицин, очевидно, полагал то же самое, так как сказал:

– Залізай у Чмелак. Літак не перевернеться. А як перевернеться Янтар, то тоді так вже й буде.

В «Чмелаке» есть место только для одного пилота, поэтому залезать мне пришлось в багажное отделение прямо за кабиной. Там на полу валялась какая-то старая потертая седушка от стула, на которой умостилась. Самолет регулярно использовался для авиахимработ, внутри крепко воняло бензином и прочей гадостью. Лисицин залез на свое «рабочее место» и задраился от дождя.

… А в это время стихия УЖЕ БУШЕВАЛА! Со всех сторон молнии до земли, раскаты грома, сизые облака клубятся прямо над нами, по самолету бешено льет и барабанит. После слов Лисицина я волнуюсь и за самолет, и за свой планер (если бы ничего не сказал, я бы продолжала просто доверять более опытным). А Лисицин, периодически оборачиваясь ко мне, отбрасывает разные шуточки и прикольчики, меня подбадривая, да и чтоб самому не скучать. Так мы просидели минут 40, пока стихия поутихла. Вылезли из «Чмелака», осмотрелись: очевидно, повезло – были мы не в самом эпицентре.

Взлетаем, снова летим в сторону аэродрома. В этот раз я включила ручную радиостанцию, которую держу прямо возле уха. Лисицин постоянно переговаривается с «Вороновым», выясняя, открыта ли точка и с какой стороны к ней можно подойти. Несколько раз меняем курс, а потом Лицисин начинает выяснять, кто еще из планеров сидит рядом и где конкретно. Еще не понимая, чем это мне грозит, я продолжаю лететь на буксире, радуясь, что со мной — сам ЛИСИЦИН, а значит все будет зашибись!

Вскоре Лисицин связался с Валей Евдокименко, находившейся ближе, чем все остальные, и начал выяснять условия ЕЕ площадки. Я наблюдаю за ЛАКом сверху, вижу поле, на котором он сидит, и вдруг получаю команду отцепляться и садиться туда же! «Это что – интенсивный тренинг по площадкам?!» – думаю я в сердцах и плюхаюсь на центр площадки прямо в лужу, которая фонтаном с грязью обрызгала весь планер. А «Чмелак» улетел на аэродром: для всех остальных точка еще была закрыта дождем.

Площадка 3.

Валина площадка – широкий и длинный прокос пшеничного поля, с почти незаметным уклоном вниз против ветра. Кое-где были небольшие углубления, в которых скапливалась вода, как и в той луже, в которую я вляпалась. Корни пшеницы хорошо держали почву, и хотя площадка размокла, она в целом была еще достаточно крепкой.

Валя явно обрадовалась появившейся компании, и я в нескольких словах объяснила, почему оказалась у нее в гостях. И так как села я с хорошим перелетом, нашей первой задачей оказалось перетащить мой Янтарь в начало площадки на ее более сухую возвышенность – чтобы после прилета буксировщика побыстрее взлететь. Оптимистка Валя уверенно взялась за переднюю кромку крыла, предложила мне сделать то же самое и толкать планер наверх, хвостом вперед. Первые две-три попытки тут же показали всю бессмысленность этой затеи! Я про себя решила, что перетянуть планер можно и буксировщиком, когда тот за нами прилетит… ну, если до того момента других решений не найдется, а Валя еще какое-то время примеряла свои силы.

Тут зарядил такой монотонный, обильный и такой бесконечный дождь. Было уже около шести вечера и надо было все равно ждать, когда закончится поливание сверху. Мои специальные непромокаемые ecco-вские кроссовки с goretex-ом на тракторной подошве в два счета намокли так, что в них хлюпала вода, я несколько раз их снимала, отжимала носки и одевала все обратно.

Деятельная Валя отправилась на топографическое исследование местности, я бродила где-то рядом. Хотя какая-то дорога проходила сравнительно близко от нашего поля, ближайшие села находились далеко. И только где-то через час к нам подошел наш первый посетитель. Коренастый невысокий мужичок лет 50-ти, уже с проседью, в высоких резиновых сапогах и мешковатой куртке наподобие ватника. Явно удивился и успокоился, увидев, что пришельцами с неба оказались две барышни, и вежливо уточнил, все ли у нас в порядке:

А то бабИ у селі побачили, як тут літак впав на поле, тож перелякалися – чи може це війна почалася? І послали мене подивитись.

Мужичок, по его словам, работал неподалеку сторожем – охранял местное озеро. Несколько раз подчеркнул, что сам он не из этих сел, здесь только работает.

Тем не менее, я в нем увидела свой шанс! И начала уточнять, может ли кто-то из местных помочь перетащить планер на другой конец поля, что нужен трактор или хотя бы лошадь. Он как-то очень быстро ответил, что это вряд ли возможно («ніхто не захоче»), но я продолжала настаивать: что без лошади перекатить планер не получится, а я отсюда иначе не взлечу. И как главный аргумент – что я обязательно заплачу. По 20 грн и хозяину лошади, и ему самому. Мужичок подумал, почесал затылок и пообещал постараться добыть мне лошадь: «спробую зайти через ребро!» и ушел.

Время тянулось медленно, дождь не прекращался почти до половины восьмого вечера. И когда в воздухе, наконец, стало суше, мы с Валей увидели подъезжающую телегу, запряженную парой лошадей, и трех пассажиров: хозяина телеги, его сына лет 17 и нашего мужичка.

Хозяин телеги оказался грубоват и немногословен. Уж не знаю, через какое ребро заходил к нему наш «протеже», но хозяин без лишних разговоров уточнил, «чего надо», усомнился, что проект реализуем, нехотя под моим чутким руководством подцепил планер за буксировочный фал к телеге и потащил. По ходу «буксировки» он абсолютно игнорировал мои просьбы по поводу «ехать медленнее», «поворачивать плавнее», «приостановиться» и тому подобное. А когда мы прибыли в начало площадки, чуть ли не впервые на меня посмотрел и коротко заявил: «Давайте, платіть!»  Перетаскивание планера с одного края поля на другой обошлось мне в 60 грн. По 20 грн. хозяину, его сыну и нашему мужичку. Последний, кстати, отказывался, но я настояла – таки заслужил. В 2010 году за 60 грн. можно было на такси переехать с одного конца Киева на другой, а я про себя вспоминала из курса микроэкономики теорию об эластичности спроса и предложения.

Но во время буксировки обнаружилась другая, гораздо более серьезная вещь: за несколько часов непрерывного дождя площадка размокла так, что колесо планера то полностью утопало, то всплывало над поверхностью поля, и планер катился практически на брюхе, вспахивая землю створками шасси.

В это же время мы услышали в воздухе мотор самолета-буксировщика. Лисицин собирался забрать нас в первую очередь. Но единственное, что мы с Валей могли доложить – «Площадка размокла, для взлета не годится». «Готовьтесь к ночевке,» – такой был нам дан ответ...

Ночевка

Хозяин лошади с нашим мужичком уже уехали, с нами остался более любопытный сын. Это было кстати, так как у Вали с собой не оказалось ни еды, ни какой-либо теплой одежды. Валя заплатила ему еще каких-то денег и заказала и то, и другое. Он принес большую бутылку парного молока, шмат домашнего хлеба, большой кусок сала, выдернутые на огороде луковицы, несколько сырых куриных яиц и старое дырявое одеяло. Валя развела маленький костер, и мы с огромным аппетитом съели все. Дождя больше не было, было тихо, темно, безлюдно, красиво...

Спать улеглись в планере. Как-то, стоя в кабине, переоделась в сухие брюки и носки, как-то завернулась в спальный мешок. Впервые взяла с собой спальник на соревнования – и он тут же так пригодился! При закрытом фонаре даже с распахнутой форточкой не хватало воздуха, и фонарь время от времени приходилось приподнимать. Единственное, чего боялась – это что вдруг ночью опять начнется гроза. Но ночь прошла тихо, и я даже выспалась.

Спасение

Уже с семи утра начал звонить Дима Боровик. Он счел своим долгом возглавить операцию по спасению киевских планеристок, с раннего утра всех поднял, и уже к 9 утра микроавтобус с телегой колесил по нашей площадке. Разобрали мой Янтарь, погрузили в телегу и уехали!!! Валю забрали тоже, а с ЛАК-ом оставили Славика Дяченко. На аэродром мы возвращались (маленькими) Героями!

 

Исторический день или вместо послесловия

Я уже не помню всех деталей этого дня (и может быть меня захотят поправить), но оказалось, что кто-то из 20 стандартов так и не смог / не решился взлететь или стартовать. Потом было несколько планеров, которые сели на площадку еще в районе первой зоны. И ряд планеров, которые успели прорваться вперед и воспользоваться «валом» перед подходящим фронтом (http://soaringspot.com/ugc2010/results/standard/daily/day4.html).

Но факт в том, что из 15 стандартов, которые таки стартовали и пошли по маршруту, один тут же вернулся на аэродром, а остальные 14 стандартов и Валя Евдокименко на ЛАКе расселись по площадкам. И все это закончилось проливным дождем.

Вечером, с 20-00 и до захода солнца, успели забрать Олега Бондарчука, Славика Дяченко, Диму Добровольского, Лиду Волощук, Серегу Твердохлеба... Телегой привезли Валентину Топорову. Кстати, она была единственной, кто МОГ бы финишировать. Но из-за непогоды на точке ей предложили сесть на площадку на удалении 10 км от финиша с высоты 1000 м!

8 или 9 планеров, разбросанные по маршруту, остались ночевать.

На следующий день погода окончательно испортилась. ЛАК – единственный планер, который забрали по воздуху после ночевки. Телега из-за плохих дорог ломалась, эвакуация заняла более трех дней! Дольше всех просидели на площадках Леша Моргун (которого уже хотели там и женить) и Юра Ефименко (которого регулярно приезжала проведывать жена). Но это уже их истории.

Чемпионат РАЗЫГРАЛИ!!!

P.S. После того, как мой планер выгрузили из телеги, обнаружилось, что в носу при тряске по каменистым ровенским дорогам и из-за неверной фиксации пробилась сквозная дырка размером в кулак. Планер вылечил Коля Кононенко и его так здорово подмарафетил! Так что именно благодаря Коле и вот этой истории у меня теперь такой КРАСИВЫЙ планер!

:-)



Дата полета:

Тип летательного аппарата: SZD 48-3 Jantar Standard 3

Аэродром: Аэродром "Воронов" (Ровно)

  • +6

  • 0

13 комментариев

AntonVoronin

Самая яркая площадка(и) из мной услышанных.

GO119
  • GO119
  • 0

Вот на такую сел в субботу.

AntonVoronin

Шасси еще надо было вблизи сфоткать. Что бы было видна насколько погрузился.

GO119

Попробуй увеличить.

GO119
  • GO119
  • +1

По направлению взлета.

AntonVoronin

Я бы на такую без шасси садился. С воздуха она ведь как пашня выглядит.

GO119

Нормально. Даже взлетели с нее. Я бы тележку вызвал, но там с дорогами грустно совсем.

комментарий был удален
GO119

Я там почти четыре часа сидел, за это время осмотрел прилегающие поля. На одном поле под травкой (сверху выглядит как высокая трава на пастбище) оказалось действительно перепаханное поле, при этом земля задубела. Там бы я точно шасси оставил.

AntonVoronin


AntonVoronin


AntonVoronin


GO119

Ух ты! Шпионские фото!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.