Воспоминания о 60-м ЧУ по планерному спорту. День 3.

Третий соревновательный день погода ожидается летная.
Ветер сильный. 80-90 градусов, до 10м/с.
Кучевка растет красивая, а после нелетных дней — даже сексуальная. 

Маршрут: до первого поворотного по ветру, ко второму с встречно-боковым, к третьему с чистым боковым и домой прямо по ветру. 

Task length: 106,2км/230,3км 

001START0.5km273°До следующего ППМ, Линия 4,0км
120Sosnovka26.4km055°R=10,0км цилиндра
137Vil'gor51.4km224°R=10,0км цилиндра
051Klevan42.9km310°R=15,0км цилиндра
004FIN46.6km097°До предыдущего ППМ, Линия 2,0км


Взлет. Уже на буксире чувствуется как сдувает. Отцепка. Сразу повезло встать в поток.
Облаков много, под кромкой тянет везде. А вот только опускаешься ниже кромки на 400-600м, сразу потоки становятся не предсказуемыми. 

Открыли старт, летаю в паре километров по ветру от стартовой линии. Самая оптимальная ситуация для старта — сместиться за стартовую линию, найти поток и стартовать из под кромки в группе планеров.
Пробуем....
 

Иду на 160 против ветра за линию старта. Навстречу никого. Значит, толпа еще не стартовала.  
На краю линии хорошее облако, большое. Но я первого раза поток не угадываю, зато замечаю выше пару планеров. Пошел к ним.  
Поток чудесный — до четырех и с таким ветром старт будет прямо из-под кромки и в потоке. 

Но, на счет силы ветра на рассчитал. Еще не успел выбрать кромку, а уже почти пересек стартовую линию. 

Придется перестартовывать из лучших условий. Еще и часа дня нету, так что время есть.
Разворачиваемся и летим к потенциальному потоку.

Но, потока опять не дали, так что лучше стартовать почти из-под кромки.
Тем более, впереди уже два планера пошли на старт. Жалко что не видно кто это.

Пройдя два облака и не встретив потоков решаю перестартовать.
Заодно, может увижу еще кого-то. 

В очередной раз стартовав пошел значительно лучше.
Тут уже и дельфином удается идти. Собственно, по ветру вообще легко лететь.
Только потом же назад пилять надо будет.
Погода стоит красивая. За одну горку удается набирать до 100м без потери скорости.
Но, все же, лучше не особо опускаться от кромки.
Под ней и потоки лучше угадываются и вообще спокойней. 
А посему, потоки искать все же будем.
 
С третьей попытки удается найти приличный поток.
Впрочем, вот уже и край сектора.
Гряда стоит в глубь сектора. 
Можно предположить, что погода будет усиливаться, гряды выстраиваться, а против ветра я буду лететь медленне, но все же лететь.
Так что, свестим дальше в сектор.

Разворачиваюсь и пытаюсь теперь лететь против ветра. 
Целюсь на край второй зоны, который ближе всего к третьей зоне.
Таким образом маршрут проходит как раз через аэродром. Если что, можно и там сесть.

Только что-то гряд таких красивых уже нету, да и вообще очевидной дороги уже нет.
Или уклоняться на юг, или на запад.
На запад — совсем против ветра получиться.
На юг — ветер будет под 90 справа.

Решаю лететь на запад, туда гряда ближе.
Но получается какая-то лажа. Дельфином вообще не выходит.
Только пытаешься закрутить в поисках потока, сразу сносит.
Уже и за сектор вылетел, а нормального потока так и не встретил.
Если начать центрировать слабый поток, то только назад снесет.
Нужен очевидный сильный поток.
И только когда уже снесло за северную границу сектора удается выбраться.


Уже слил весь возможный выигрыш от углубления в сектор.
Меняем тактику на выживание и тихонечко летим таки во второй сектор.
Есть дорога на юг, как раз на границу второго сектора.

И опять на 900 метрах оказывается, что искать поток очень тяжело.
А идти дальше и надеяться, что удастся его встретить по дороге — рискованно.
Крутимся, ищем, верим...

Вот уже и 500м высоты. А потока все нет.
Зато площадка есть. Правда всего две....
Одна — поле, вторая — аэродром.
Но аэродром прямо против ветра.
И если на него расчитывать, то нужно уже на него лететь и надеяться встретить поток по дороге.
А даже если встретить, то пока что-то выберешь — снесет.

Так что, площадка пока одна — большое поле.
Вот только не очень оно нравится. Выглядит как будто борозды поперек.
Зато рядом замечаю узенькую площадку, вероятно пастбище. Явно не обрабатываемую, но без очевидных визуальных проблем.
Но с рисками не очевидных — кротовины и муравейники.
А высота все те же 500м. Поток есть, как раз на краю площадки.
Но пока делаю одну спираль — сносит на другой ее конец.
Пока кручусь опять осматриваю площадку. Между полем и «пастбищем» есть дорога.
Но вдоль дороги стоят столбы.
Принимаю решение — если садиться, то на пастбище, параллельно дороге, не ближе 20м от дороги. Заход свободный. Длинны должно хватить что бы с нее взлететь за самолетом.
А тут РП затеял перекличку. Хороший повод доложить что я тут рядышком и потихоньку загниваю.
Судя по ответу РП, меня взяли на прицел в трубу.
А поток лучше не становится. Все так же — две спирали и уже вылетел из него.
Иду к изначальному месту против ветра, теряя набранную высоту, и опять две спирали...

Похоже что сяду прямо тут. Или попробовать встать носом на аэродром и дотянуть до него.
Удаление 6км. Высота 450м. Ветер — 38км/ч. Если и дотягиваю, то совсем впритык.
Если просадит, придется садится до канавы перед аэродромом.
 
А теперь уже высота 400м и поток стал хуже.
Похоже что садиться придется как и планировал.
Решаю: будет 300м — сажусь сразу. А пока — повоюем.


Вот только воевать уже не с кем. Потока уже нет.
Иду на край площадки понимая что если сейчас пусто — надо садиться.
Оказывается не пусто, но центрировать нолик при таком ветре не имеет смысла.

Докладываю посадку восточней точки 6км. Прямо чувствую на себе чей то взгляд в трубу.
А тем временем строю классическую коробочку и просматриваю площадку.
Ничего критического не замечаю и захожу на посадку по плану.
Благодаря ветру скорость относительно земели меньше чем обычно, плавно подвожу планер к краю площадки и в паре метров от край касаюсь. Сразу же плавное торможение.
Внезапно планер резко катится вниз. Как будто тут большая яма.
Ощущение что катишься с горки.
Только в планере, на посадке это не очень приятные чувства.
Планер останавливается и удается расслабиться.
Странных звуков не было, визуально все цело.
Докладываю о посадке, вылезаю осматривать. 
 
Площадка не самая лучшая, но и не ужасная.
То, что мне казалось горкой оказывается природной неровностью. 

Очень плавной, но все же не приятной. Вероятно русло реки.

Суммарный перепад высоты около 1 метра.
Муравейники и кротовины имеются, но не большие.
Если удалить все высокие растения, сровнять муравейники и проверить все на кротовины — взлетать можно.
Как раз для такой ситуации в багажнике имеется складная лопата.
Начинаю выравнивать муравейники по линии предполагаемой посадки самолета и подхожу к полю на которое смотрел изначально и не рискнул на него садится из-за перпендикулярных борозд.
На земле все оказывается на много лучше, чем казалось с воздуха.
Поле недавно скошенное, высота стерни не более 10см, грунт абсолютно твердый.
А с бороздами я вообще лоханулся. Их просто нет.
Поле ровнее чем аэродром. Длиннее чем аэродром. Вот только по периметру столбы высотой метро по 10.
Но при текущем ветре должно и половины расстояния хватить что бы взлететь.
Осталось: доложить о готовности, принять буксировщик на ближайший край поля, подъехать самолетом к планере и отбуксировать его на поле.
Так все и произошло.

Постполетный анализ.
Ошибки:
1. Сильно оптимистично оценил свои возможности полета против ветра.
2. Не мог четко идентифицироват расположение потока в облаке.
3. Не хватает навыка пилотирования в такой сильный ветер. Банально не получалось центрировать поток.
4. Оценка площадки не идеальная.

Что надо было:
1. Первую зону только костнуться, причем на максимальной высоте и тут же идти во вторую.
2. Сесть на хвост кому то опытному. Хотя бы часть маршрута. Это позволило бы понять стратегию дня.
3. Не садится на площадку, а пролететь маршрут =)

Результат очевиден:

Maximum Points: 575, Day factor = 0,962, 

#CNPilotTeamGliderStartFinishTimeSpeedDist.PointsPen.
1.SYВалентина ТопороваУкраїна/КиївJantar14:28:3716:30:3702:02:0073.5km/h149.5km553
2.69Франк ТвердийУкраїна/РівнеJantar14:01:4416:22:5602:21:1270.1km/h165.0km521
2.EYОлена ЯкимчукУкраїна/КиївJantar14:28:4016:31:4402:03:0470.0km/h143.6km521
4.84Віктор ДеренькоУкраїна/РівнеJantar14:25:2516:29:4202:04:1769.0km/h143.0km511
5.85Олексій МоргунУкраїна/КиївJantar13:57:4216:24:5602:27:1460.7km/h149.0km434
6.119Роман КривобокУкраїна/КиївJantar13:49:0816:31:0402:41:5658.4km/h157.5km413
7.41Дмитро БезуглийУкраїна/ВінницяJantar14:28:4116:52:4802:24:0758.1km/h139.5km36050
8.60Олександр МиркоУкраїна/РівнеJantar13:47:0116:54:5903:07:5850.2km/h157.2km337
9.91Ігор МисловськийУкраїна/ВінницяJantar13:30:4916:32:2903:01:4041.1km/h124.5km326
10.50Дмитро ПольнийУкраїна/ВінницяJantar13:30:30  111.8km221
11.86Олексій МузальовУкраїна/КиївJantar13:31:35  77.4km153
12.102Антон ВоронінУкраїна/КиївJantar13:53:03  60.9km120
13.88Дмитро ДобровольськийУкраїна/КиївJantar14:04:10  50.1km99
DNF.89Юрій ЄфименкоУкраїна/КиївJantar   0

DNF = Did not fly

Сравнительный анализ с победителем управженения (Топорова В.Н. — SY):
1. Старт на 45минут позже. Погода улучшилась. Кромка поднялась.
2. Не уходить в первый сектор не север. 
3. Если знать дорогу, то и против ветра хорошо летиться дельфином.
4. Не опускаться ниже первой трети от высоты кромки.
 

Дата полета:

Свой ЛА: Янтарь стд2 (102)

Тип летательного аппарата: SZD 48 Jantar Standard 2

Аэродром: Аэродром "Воронов" (Ровно)

  • +3

  • 0

Комментариев нет

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.