• ,

100-летний вираж бессмертной петли Нестерова

27 августа 1913 года отважный российский военный летчик Петр Николаевич Нестеров, опередив француза Пегу на шесть дней, первым в мире  заложил в киевском небе над Сырецким аэродромом на самолете «Ньюпор-4» свою знаменитую "мертвую петлю"..

Этот бесстрашный пионер Пятого океана в 1912 г. окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу и год спустя получил звание военного пилота, начав службу в Киевском авиаотряде. До начала Первой мировой войны Петр Нестеров неустанно отрабатывал фигуры высшего пилотажа, по праву считаясь его первопроходцем. Это занятие было далеко не безобидным, весьма опасным для жизни. Однако Нестеров, начиная читать свои лекции и в Киеве, и в Петербурге, и у нас, на Каче, неизменно советовал начинающим авиаторам следовать такому вот своему девизу: «Риск — просчитанный, страх — контролируемый, опасность — прирученная»...

В те годы в среде авиаторов постоянно велись соревнования за первенство в дальних перелетах с установлением рекордов высоты, скорости, подъема грузов. Очередной рекорд длительности нахождения в рейсе был установлен Нестеровым 5-7 марта 1914 года в ходе перелета по маршруту Киев — Одесса — Севастополь.

… По рации в Севастопольскую авиационную школу в 10 часов утра 5 марта 1914 г. поступило известие, что Нестеров уже приземлился в Одессе и вот-вот должен отправиться в полет с посадкой в Каче. К 19 часам на аэродроме запылали два костра из сучьев крымской сосны, но шума самолета все ещё не было слышно. Однако вскоре, час спустя, желанный гость приземлился.

Выяснилось, что из-за нехватки «горючки» ему пришлось «перехватить» бензин на Перекопе, но все, выходит, завершилось благополучно, при том, кстати, что на борту самолета парашютов не было.

Петр Николаевич гостил у севастопольских авиаторов несколько дней. Здесь он перво-наперво обнял своего единомышленника, известного русского авиатора Михаила Ефимова, который одним из первых в Отечестве повторил нестеровскую «мертвую петлю». Почему единомышленника? Дело в том, что далеко не все российские авиаторы, особенно питомцы Гатчинской школы, приветствовали выполнение глубоких воздушных кренов до 45 градусов, которые первым стал практиковать в небе Петр Нестеров.

Знаменитый авиатор в течение двух суток, проведенных им на Каче перед отлетом в Киев, организовал с инструкторами школы свободную дискуссию о нюансах выполнения «мертвой петли», присутствовал на торжественном обеде в свою честь. И, конечно же, продемонстрировал свое мастерство, в течение получаса выделывая на «Ньюпоре-4» в небе над Качей кренделя, «бочки» и прочие непростые, а то и невиданные фигуры высшего пилотажа.

На некоторое время 7 марта Нестеров улетел в Севастополь, а когда вернулся, — застал качинцев в глубоком трауре. Лучший инструктор Севастопольской школы штабс-капитан Д. Андреади решил на малой высоте продемонстрировать большой крен до 40 градусов — об опасности подобного маневра буквально накануне предупреждал П. Нестеров. Самолет выровнять не удалось — произошла катастрофа с гибелью пилота. Нестеров четко указал на прощальном вечере в офицерском собрании на причины трагедии: крен самолета на малых высотах должен быть строго дозированным, а пилот обязан незамедлительно оценивать гироскопические показатели при малейшем отклонении от курса.

… В августе 1914 года началась Первая мировая война. Конечно же, одним из тех, кто сразу же поддержал идею директора авиационного завода в Петербурге С. Щетинина организовать в стране воздушное ополчение, был поручик Петр Нестеров. Он успел сделать шесть боевых вылетов, сбил вражеский биплан, а в ходе седьмого поединка в небе, преследуя австрийский самолет над селом Воля-Высоцкая на Львовщине, совершил на высоте 1000 метров первый в мире таран с выключенным мотором, сокрушив противника и врезавшись за ним в землю.

К 70-летию гибели знаменитого летчика возле украинского села поставили 45-метровую стелу. На черном мраморе круто на вираже устремился в заоблачную высь самолет. Однако в наши дни здесь, на месте гибели П.Н. Нестерова, уже нет никакой черной стелы. Зато стоит памятник Евгену Коновальцу, бывшему прапорщику австро-венгерской армии, которого Симон Петлюра сделал командующим «сечевых стрельцов». Этот человек дважды удостаивался в ходе Великой Отечественной войны аудиенции у Гитлера, а в 1945-м сбежал на Запад...

Наш знаменитый летчик Герой Советского Союза Г. Байдуков так оценил вклад П.Н. Нестерова в развитие завоевания воздушного пространства: «Мертвая петля» Нестерова оживила авиацию, вытащив её на путь широкого маневра на высоте". Вот почему человечество, все чаще и чаще обращая в XXI век свой взор к безграничному небу, будет ещё очень долго — вне зависимости от созерцания памятников и напоминаний о круглых датах — чтить земной и небесный подвиги Петра Нестерова.

… Сейчас у наших космонавтов в контракте с государством есть такой «черный» параграф — «гибель». У Петра Нестерова при жизни был заключен бессрочно один-единственный контракт — со своим сердцем. Оно ему сто лет назад продиктовало одно не обсуждаемое правило: быть впереди, быть первопроходцем на солнечной стороне новых, непроторенных трасс в голубом океане по имени Небо...

www.slava.sebastopol.ua/2013.8.13/view/38441_100-letniy-virazh-bessmertnoy-petli-nesterova.html

  • +1

  • 0

1 комментарий

ket
  • ket
  • 0

Телевидение не обошло вниманием эту дату — видео-репортаж Первого национального.

1tv.com.ua/ru/news/2013/08/27/44461

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.